Главная страница
25.06.2020

Депутат Госдумы Сергей Жигарев рассказал, как могут измениться критерии для предоставления "антиковидных" мер поддержки бизнеса

Темы развития экономики и поддержки бизнеса в условиях пандемии с конца марта текущего года вошли в число приоритетных тем, обсуждаемых практически на каждом президентском, правительственном и парламентском заседании по теме борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Уже 2 апреля постановлением Правительства РФ были утверждены меры по обеспечению устойчивого развития экономики, большинство из которых направлено на поддержку субъектов МСП. А на следующий день появился конкретный перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434).

По мере изменения эпидемиологической ситуации в стране и ужесточения ограничительных мер расширялся и перечень мер поддержки бизнеса, а также список кодов ОКВЭД 2, по которым определяются категории ее получателей. При этом вопросы развития экономики и поддержки бизнеса не теряют своей актуальности даже в условиях постепенного снятия ограничительных мер.

О современной ситуации в российской промышленности и бизнесе, а также планах Правительства РФ по восстановлению экономики после пандемии рассказал в ходе онлайн-конференции 23 июня Председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев. Депутат подчеркнул, что пандемия коронавируса, безусловно, оказала негативное влияние на российскую промышленность и бизнес, которое усугубилось введенными ранее санкциями и падением цен на нефть. "Это затронуло большую часть российской экономики", – подчеркнул эксперт. Однако, по его мнению, есть и плюсы от пандемии. Во-первых, она дала толчок развитию медицины и фармацевтики. Во-вторых, повысила спрос на товары и услуги интернет-компаний, за несколько месяцев существенно увеличив долю сегмента интернет-торговли в России – с 7% до 22%.

Относительно плана Правительства РФ по восстановлению экономики после пандемии парламентарий отметил, что из 16 млн человек, задействованных в МСБ, те меры Правительства РФ, которые поддержала Госдума, затронули напрямую порядка 6 млн человек. Напомним, речь идет о предоставлении налоговых льгот, субсидий, кредитных каникул, мораториев на банкротство, на налоговые санкции за непредставление документов и на проверки, продлении сроков предоставления налоговой отчетности и т. д. (с перечнем основных мер господдержки бизнеса в период пандемии COVID-19 можно ознакомиться по ссылке). "Были приняты все меры из тех, которые мы, исходя из возможностей нашего бюджета, могли принять", – заключил Сергей Жигарев.

Кроме того, парламентарий рассказал о планах властей в части обсуждения возможности изменения критериев предоставления мер поддержки бизнесу. В настоящее время перечень предприятий, которые могут получить введенные в связи с пандемией меры господдержки, определяется перечнем определенных кодов по ОКВЭД 2. Предприниматели предлагают другую схему определения субъектов МСБ, пострадавших от ограничительных мер, – по падению выручки (например, если выручка в апреле 2020 года по сравнению с апрелем прошлого года упала более чем на 30%). Этот вопрос сейчас прорабатывается, в частности, ведется поиск финансовых возможностей реализации такой инициативы. "Думаем, что найдем точки соприкосновения", – заключил депутат.

При ответе на вопрос "Как долго российская экономика будет ощущать последствия пандемии, какие внутренние и внешние факторы будут оказывать на это влияние?" Сергей Жигарев акцентировал внимание на разработке лекарства против новой коронавирусной инфекции. Именно от этого, по мнению эксперта, будет зависеть развитие бизнеса и восстановление экономики в целом. "До тех пор, пока лекарства не будет, будут продолжать действовать ограничения в таких сферах, как туризм, обслуживание, рестораны, фитнес и т. п.", – отметил он, добавив, что пока люди не будут уверены в возможности физиологически справиться с COVID-19, особой динамики в развитии бизнеса не будет.

Председатель думского комитета подчеркнул, что разработкой лекарства занимаются все страны мира. Та страна, которая первой представит на мировой рынок качественную и эффективную вакцину, получит экономические, политические и человеческие преференции, уверен депутат. "Россия находится в этой гонке, и все эту гонку приветствуют", – заявил он. А после появления лекарства (ориентировочный период его появления на российском рынке – сентябрь этого года) и возможности вакцинации бизнес сможет вернуться к показателям хотя бы осени 2019 года.

Также в ходе выступления депутат оценил:

  • влияние пандемии на развитие цифровой экономики в России – он отметил, что цифровая экономика настолько динамично развивается, что это во многом меняет качество жизни россиян;
  • достоинства цифровых программ по "удаленному офису", включая сокращение издержек на бизнес, высвобождение личного времени и затрат работников на проезд;
  • необходимость принятия поправок в части госзакупок и закупок госкомпаний – она обусловлена тем, что порядка 30% закупок осуществляют субъекты МСБ, по государственным и муниципальным закупкам – это почти 3 трлн руб., по госкорпорациям – около 5 трлн руб.;
  • перспективы упрощения госзакупок, включая их постепенный перевод в цифровой формат (эти меры направлены на увеличение количества потенциальных участников закупок, упрощение доступа к ним, а также оптимизацию процесса сбыта субъектами МСБ своей продукции);
  • планы по реализации эксперимента "Налог на профессиональный доход" с 1 июля – депутат считает, что целесообразно дать отсрочку на введение этого налога на территории всей страны как минимум до 1 января 2021 года. "Он правильный, но в условиях пандемии и кризиса не очень своевременный", – отметил эксперт, анонсируя разработку инициативы в части отсрочки реализации эксперимента по НПД;
  • уникальность Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ о развитии искусственного интеллекта в Москве, аналогов которого нет в других странах, хотя похожие системы тестируются – спикер подчеркнул, что к нему нужно относиться как к эксперименту и быть готовыми к каким-то сбоям;
  • направленность экономического блока поправок в Конституцию Российской Федерации – "это, в первую очередь, закрепляет обязательства государства перед социально незащищенными слоями населения".

Говоря об объеме мер поддержки, оказываемых бизнесу в условиях пандемии, Сергей Жигарев подчеркнул, что сколько бы мер поддержки не предоставлялось, предпринимателям всегда их будет мало. В связи с этим он озвучил некоторые дополнительные меры, которые считает необходимым ввести. Во-первых, речь идет об исключении нормы, согласно которой после банкротства предпринимателя его можно вернуть в бизнес только через три года, и предоставление возможности тем компаниям и ИП, которые закрылись в период пандемии, сразу выходить на рынок – в том числе по иным направлениям бизнеса.

Во-вторых, планируется ужесточить контроль над банками в части реализации предпринимателями права получения бизнес-кредитов по сниженной ставке. "Важно, чтобы меры социальной поддержки государства – особенно через предоставление кредитно-финансовых денежных ресурсов – действительно доходили до каждого получателя", – подытожил спикер, призвав бизнесменов обращаться в Банк России с жалобами на невозможность получения предусмотренных государством мер поддержки. Причем на исключение обозначенной проблемы власти настроены решительно – "вплоть до отзыва лицензий у банков, которые будут спекулировать и наживаться на этой истории".

В-третьих, предполагается расширить временной период оказания бизнесу дополнительных мер поддержки с учетом тех предложений, которые поступают из регионов. Поэтому важной задачей является выстраивание связи между региональными и федеральным бюджетами, чтобы все обещания, согласованные с федеральным центром, можно было реализовать за счет выделения федеральных средств субъектам РФ.

"С одной стороны, карантин, пандемия – это ужасно, но, с другой стороны, это заставило нас обратить внимание на те вещи, которые мы уже имели, но просто ими не пользовались", – подытожил Сергей Жигарев. Речь идет о дистанционном образовании, удаленном формате работы и т. д. И самое главное, считает депутат, не потерять, а развивать все это и в постковидный период.



ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1381533/#ixzz6QPw63nkx