Главная страница
15.02.2024

Правила предоставления нацрежима при проведении закупок планируют унифицировать

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий оптимизацию правил предоставления преимуществ российским товарам, работам и услугам в целях осуществления закупок по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ. В частности, в указанные законы предполагается включить положения, предусматривающие, что (Распоряжение Правительства РФ от 8 февраля 2024 г. № 273-р):

  • национальный режим "иностранным" товару, работе, услуге предоставляется по общему правилу вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующего международного договора, за исключением случаев, при которых Правительством РФ приняты меры, устанавливающие запрет или ограничение закупок товара, работы, услуги, происходящих из иностранного государства, либо преимущества в отношении товара, работы, услуги российского происхождения;
  • Правительство РФ при установлении указанных выше запрета, ограничения, преимущества: учитывает международные обязательства Российской Федерации, в связи с чем не может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в отношении товаров, работ, услуг, если Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому соответствующему иностранному государству предоставлен национальный режим;
  • может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в случаях, когда соответствующий международный договор содержит положения (изъятия, исключения), при которых национальный режим не предоставляется.

В отношении принимаемой Правительством РФ меры, устанавливающей запрет закупки товара (работы, услуги), происходящего из иностранного государства, предлагается предусмотреть в Законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ положения о недопущении заключения договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, а также замены при исполнении договора (контракта) товара на товар (работу, услугу), происходящий из иностранного государства.

Применительно к ограничениям закупок "иностранных" товаров (работ, услуг) планируется предусмотреть положения о недопущении:

  • заключения договора (контракта), предусматривающего поставку товара (выполнение работы, оказание услуги), происходящего из иностранного государства, в случае, если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы одно предложение о поставке товара (работы, услуги) российского происхождения - механизм "второй лишний";
  • замены при исполнении договора (контракта) товара (работы, услуги) на товар (работу, услугу), происходящий из иностранного государства, если договор (контракт) при его заключении предусматривал поставку товара (работы, услуги) российского происхождения.

В отношении принимаемой Правительством РФ меры, устанавливающей преимущество товару (работе, услуге) российского происхождения, предлагается предусмотреть правило о том, что для цели рассмотрения (оценки) предложений участников закупки проводится корректировка ценового предложения участника, предлагающего к поставке товар (работу, услугу) исключительно российского происхождения, что позволит улучшить положение такого участника закупки при присвоении порядковых номеров заявкам на участие в закупке и повысить вероятность его победы. При этом в случае его победы указанного участника договор (контракт) будет заключаться по предложенной цене без учета корректировки.

Состав информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара, предлагается определять в акте Правительства РФ.

Законопроект также предусматривает сохранение механизма минимального обязательного объема закупок товаров российского происхождения в рамках Закона № 223-ФЗ.

Предполагается, что соответствующий федеральный закон вступит в силу 1 октября 2024 года, за исключением положений, для которых будут установлены иные сроки вступления их в силу.