Минтруд России подготовил Методические рекомендации, включающие в себя проведение профилактических мероприятий для выявления личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Данная работа является одним из элементов комплекса мероприятий, осуществляемых в государственном или муниципальном органе (организации), государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки для целей профилактики коррупции.
Для начала из числа работников подразделения по профилактике коррупционных правонарушений соответствующей организации рекомендуется определить ответственного (-ых), на которого (-ых) следует возложить преимущественно функции, связанные с предупреждением коррупции при осуществлении закупок. Руководству целесообразно организовать повышение квалификации таких сотрудников по дополнительной профессиональной программе по вопросам, связанным с осуществлением закупок.
Для обеспечения возможности выявления личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений необходимо обеспечить информацией, которая может содержать признаки наличия у работника личной заинтересованности при осуществлении закупок. Для этого следует наладить обмен информацией с иными структурными подразделениями организации, который будет способствовать предупреждению коррупции в закупках. Кроме того, необходимо определить перечень работников, участвующих в осуществлении закупки. Также рекомендуется организовать добровольное ежегодное представление работниками, участвующими в осуществлении закупок, декларации о возможной личной заинтересованности.
Не реже одного раза в год следует проводить в организации тематические совещания по профилактике коррупционных правонарушений. К типовым случаям профилактики личной заинтересованности, применимым непосредственно для целей закупок, могут относиться следующие ситуации:
Кроме того, организации рекомендуется самостоятельно составить базу типовых ситуаций, содержащих факты наличия личной заинтересованности (можно подготовить на основе судебных решений). Отмечается также, что типовые ситуации содержатся в Обзоре1 Минтруда России практики правоприменения в сфере конфликта интересов. Также можно организовать ежегодную добровольную оценку знаний работников в форме тестирования по вопросам, связанным с соблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также ознакамливать работников с последствиями незаконных действий (бездействия).
Помимо профилактических мероприятий предлагается организовать аналитическую работу, которая будет включать в себя:
В целях выявления личной заинтересованности работников антикоррупционное подразделение организации должно обобщить информацию о работнике, содержащуюся в его трудовой книжке, анкете при поступлении на работу, личной карточке, форме представления сведений об адресах сайтов работника, сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, иной информации, содержащейся в личном деле.
Аналитические мероприятия в отношении участников закупок включают в себя обеспечение доступа ответственного работника антикоррупционого подразделения к необходимой для составления профиля информации в отношении участников закупок, которую можно получить, в том числе из ЕИС в сфере закупок; анализ запросов на получение конкурсной документации, также может быть проведен анализ данных из электронного сервиса "Прозрачный бизнес". В частности, анализу подвергаются: наименование, местонахождение, ИНН юрлица, паспортные данные участника закупки, выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, документы, подтверждающие полномочия на осуществление действий от имени участника закупки – юрлица, копии учредительных документов, иные представленные участником документы. Отмечается, что Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона № 44-ФЗ) установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех субподрядчиках (соисполнителях), заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта.
В случае выявления нарушений участником закупки требования об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ) об этом факте рекомендуется незамедлительно проинформировать руководителя заказчика и (или) комиссию. Следует принимать во внимание, что определение понятия "конфликт интересов", используемое в Законе № 44-ФЗ, отлично от аналогичного понятия, предусмотренного Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон № 273-ФЗ).
После анализа профилей работников организации, имеющих отношение к закупочному процессу, а также профилей участников закупок, может быть проведен перекрестный анализ профилей, в том числе профилей субподрядчиков для выявления наличия у работников личной заинтересованности.
Рекомендации предусматривают также особенности построения работы, направленной на профилактику конфликта интересов в отдельных категориях организаций. Отмечается, необходимость того, чтобы вводимые отдельными категориями организаций определения понятий "личная заинтересованность" и "конфликт интересов" не противоречили общим подходам, заложенным в соответствующих определениях Закона № 273-ФЗ.
_____________________________
1 С Обзором практики правоприменения в сфере конфликта интересов Минтруда России можно ознакомиться на официальном сайте Минтруда России (https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13).