С 1 января 2022 года начали действовать масштабные поправки в сфере государственных закупок. Одним из наиболее существенных изменений закупочного законодательства – вступление в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ). Как рассказывал ГАРАНТ.РУ управляющий партнер, адвокат (Адвокатская Палата Санкт-Петербурга, № 7501) и руководитель антимонопольной практики адвокатского бюро CTL Дмитрий Кудрявцев, изменения составляют около 50% от всего законодательства о госзакупках, что по масштабам сопоставимо с принятием нового закона. Так, например, число форм госзакупок сократилось до трех – аукцион, конкурс и запрос котировок.
Комментируя Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ, директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфин России Татьяна Демидова обратила внимание, что он по сути в значительной степени изменил существовавшую до этого систему закупок и произвел полную автоматизацию всех закупочных процедур. Эксперт выступила с соответствующим мнением на конференции для специалистов в сфере госзаказа "Практика применения оптимизационного пакета поправок. Особенности закупок в условиях антисанкционных мер", организованной компанией "Гарант" совместно с Ассоциацией РОСТ. Это помогает не только обеспечивать недопущение нарушений, но и пресекать уже допущенные. Несмотря на то, что эксперт призывает использовать положения данного закона при условии ведении санкционного давления, в рамках контрсанкционных мер были внесены иные законодательные изменения.
При этом появилось большое количество норм, регулирующих сферу госзакупок, как ответ на действия недружественных стран – такие изменения Татьяна Демидова назвала мерой экстренного реагирования, которые призваны нивелировать возможные негативные последствия от политики недружественных стран.
Так, 8 марта 2022 года вступили в силу нормы, вносящие значительные изменения в Закон № 44-ФЗ:
Как заметила Татьяна Демидова, данные изменения оптимизируют закупочную деятельность и предоставляет возможность поставщикам и заказчикам адаптироваться под произошедшие изменения. При этом эксперт подчеркнула, что любые изменения, предусмотренные в рамках принимаемых норм, всегда соблюдаются с одним требованием бюджетного законодательства – изменение в пределах лимитов бюджетных обязательств, если заказчик является получателем бюджетных средств. Другие условия – например, сроки, обязательства по замене товаров, – остаются на усмотрение контрактов и подлежит изменению по соглашению сторон.
Одним из наиболее обсуждаемых нововведений в сфере госзакупок стало расширение полномочий Правительства РФ и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которые в соответствии с новыми положениями Закона № 44-ФЗ вправе устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного контрагента (чч. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 № 46-ФЗ). На данный момент Правительством РФ уже определены случаи таких закупок (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 339). Напомним, что их всего четыре: указание в контракте случая, на основании которого подготовлен акт и в соответствии с которым осуществляется закупка; обоснование цены – неотъемлемая часть контракта; исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов осуществляются в порядке, установленным п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ; направление в ФАС России уведомления о закупке не позднее трех рабочих дней после заключения контракта.
Важно отметить, что такие случаи будут распространяться не только на нужды субъекты РФ, но и на потребности муниципальных образований на их территориях – так объяснила Татьяна Демидова. Минфин России разъяснил, что рассматриваемая норма не содержит ограничений пределов изменений условий контракта, а также не содержит определения случаев таких закупок – каждый субъект выбирает их самостоятельно в соответствии со своими нуждами (п. 1 Письма Минфина России от 12 апреля 2022 года № 24-01-07/31697). При этом министерство подчеркивает, что ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 46-ФЗ не предусматривает возможность осуществления закупки у единственного поставщика для обеспечения муниципальных нужд.
Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.
Указанные в положении ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ обстоятельства, независящие от сторон контракта, в соответствии с разъяснением Минфина России, включают в себя обстоятельства непреодолимой силы (Письмо Минфина России от 12 апреля 2022 года № 24-01-07/31697). Напомним, что под ними понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса). Они освобождают от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. При этом не всегда можно точно определить, какое обстоятельство является таковым, соответствующие критерии формирует судебная практика – например, Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7.
Применяться положения будут до 31 декабря 2022 года (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 № 46-ФЗ).
Второй пакет поправок, вступивших в силу в апреле, является наиболее объемным – подробнее об изменениях в Закон 44-ФЗ читайте в нашем обзоре. Выделим наиболее примечательные из них:
Изменение законодательства в сфере государственных закупок, принятые в апреле, Татьяна Давыдова охарактеризовала как донастройку тех систем, которые требовали более повышенного внимания. Основная идея заключалась в выработке мер, которые смогут урегулировать возникшие на практики трудности в связи с введением санкций против России. Важно отметить, что большинство из антисанкционных мер в сфере закупок носят временный характер – конкретный срок указан в законе. Предполагается, что после снятия ограничительных мер со стороны недружественных стран, часть положений из числа нововведений применяться не будет.