В Госдуму сегодня поступил законопроект об изменении законодательства о контрактной системе осуществления государственных и муниципальных закупок, который призван1 комплексно усовершенствовать и оптимизировать существующую на сегодня процедуру госзакупок. Напомним, ранее подготовку документа Правительством РФ анонсировал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
В частности, законопроект предусматривает совершенствование порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика до трех (конкурс, аукцион, запрос котировок), исключение двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, запросов предложений. Одновременно предполагается альтернативная возможность обсуждения заказчиком объекта закупки с потенциальными участниками закупки до размещения извещения об осуществлении закупки. В связи с исключением запросов предложений будет введен перечень случаев для проведения "срочных" закупок путем проведения запросов котировок без ограничения по объему и цене контракта.
Для упрощения порядка определения поставщиков предусмотрено установление единых требований к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках. При электронных процедурах, в том числе закрытых предусматривается автоматическое предоставление выписки из ЕГРЮЛ путем ее представления заказчику без включения участником закупки в состав его заявки. Предусматривается автоматизация процесса формирования извещения об осуществлении закупки.
Согласно законопроекту дополнительная проверка, предусмотренная ч. 8.2 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) при проведении запроса котировок в электронной форме, может быть исключена.
Вводятся новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков в целях обороны страны, безопасности государства и защиты соответствующей информации. Одновременно расширяется перечень услуг, которые могут быть объектом указанных закупок, осуществляемых с применением закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и предусматривающих оказание услуг по уборке помещений и водителей.
Законопроектом предполагается увеличение срока действия решения органа, уполномоченного Правительством РФ на согласование закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с 90 до 180 дней.
При проведении электронного аукциона сокращается более чем в два раза период приема ценовых предложений (до 4 минут). Устанавливается предельный максимальный период торгов в случае, если подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги до половины процента начальной (максимальной) цены контракта – не более 3 часов с момента поступления указанного ценового предложения.
Проект закона предусматривает унификацию порядка осуществления (до окончания срока подачи заявок) заказчиком отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимого различными способами. Однако возможность заказчика отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в период после окончания срока подачи заявок и до заключения контракта с победителем закупки в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, может быть сохранена.
Также планируется усовершенствовать порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупках, а именно:
По предложению ФАС России о возможных случаях раскрытия операторами электронных площадок информации об участниках электронного аукциона до момента его начала, влекущих возникновение сговоров на торгах, предлагается изменить Закон № 44-ФЗ в части подачи ценовых предложений участниками закупки до рассмотрения заявок таких участников закупки на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в отношении закупаемого товара, работы, услуги.
Кроме того, законопроект предусматривает дополнительную возможность проведения совместных конкурсов и аукционов одновременно несколькими уполномоченными органами, в том числе различных субъектах РФ, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.
Предполагается возможность уточнения случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно, может быть:
Также Закон № 44-ФЗ может дополниться новыми случаями, устанавливающими право заказчика заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), например, при осуществлении закупки материальных ценностей из государственного материального резерва или здания, земельного участка при банкротстве.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.